Рассмотрим создание сайта с точки зрения заказчика
Перед заказчиком стоит задача создать готовый продукт, который, в зависимости от цели, будет продавать тот или иной товар либо услугу, либо доносить какую-то информацию до посетителя.
Заказчик размещает описание своих потребностей, собирает отклики от фрилансеров или студий, которые готовы создать сайт. Специалист отправляет заказчику бриф, либо брифует его в разговоре или переписке. Перечень вопросов для интернет-магазина, портала и т.д. будет отличаться, но основные вопросы касаются:
- наличия логотипа, корпоративных цветов, шрифтов;
- списков разделов и категорий на сайте;
- функционала сайта.
После того, как бриф заполнен, агентство определяет стоимость работ и формирует смету или КП по созданию сайта.
Смета должна быть детализирована по видам работ, потому что не все работы, которые ожидает заказчик, включены в финальную стоимость сайта.
Обычно создание сайта у агентств включает:
- Техзадание на старте. Нужно делать обязательно, т.к. это снимает множество разногласий и последующих проблем.
- Протопиты. Ч/б картинки со схематическим размещением блоков, типовых страниц и т.д.
- Дизайн главной страницы, внутренних страниц и адаптивный дизайн, под все типовые размеры экранов.
- Верстка. Превращение картинки в структурированный код.
- Программирование. На выбранной CMS размещается сверстанный сайт.
После этого можно редактировать тексты, заголовки на сайте, размещать коды метрики и т.д.
Заказчик чаще всего создание сайта видит как процесс, состоящий из двух этапов: дизайн и работа программиста. Но подразумевает, что после прохождения этих двух этапов все будет работать:
- тексты напишутся и разместятся
- заполнятся карточки товаров
- связка с CRM будет сделана
- будет повешена метрика
- сайт будет оптимизирован и т.д.
Т.е. для некоторых клиентов ВСЕ работы по сайту — это и есть создание. Поэтому каждое действие должно быть прописано в смете во избежание дальнейших недоразумений.
В каждой студии найдется пачка историй когда заказчик хотел больше чем оплачивал, причем в части случаев виноваты сами студии, не разъяснившие клиенту порядок и объем работ.